Рынок нового жилья по-прежнему лихорадит: «сгорают» вложенные дольщиками средства, увеличивается количество судебных тяжб со строительными фирмами, объекты не сдаются в срок. Как только квартира оказывается готова, покупатель с облегчением вздыхает и… засучив рукава, берется за строительные инструменты. К сожалению, новоселы часто въезжают в непригодное для нормальной жизни жилье. На конфликты с фирмами-застройщиками граждане не идут, большинство людей смиряется с ситуацией: есть крыша над головой, и хорошо.
Есть ли выход из такого положения? Можно ли призвать недобросовестных исполнителей к ответу?
Если бы после вселения покупателям не пришлось исправлять недочеты строителей, экономия каждого приобретателя жилья составила пять-семь тысяч долларов. Это большие деньги, и огорчает то, что новоселы просто выбрасывают их на ветер. Но озвучить свое недовольство и потребовать от строителей устранения недостатков многим не приходит в голову.
Советуем быть более придирчивыми при осмотре сдаваемой застройщиками квартиры. Если видите халтуру – не бойтесь воевать. У покупателей в таких случаях есть действенный рычаг давления не бессовестных исполнителей. Просто откажитесь поставить подпись на акте приема квартиры. Смело укажите на все недоделки, ведь устранять протечку труб, заделывать щели и устанавливать стеклопакеты должны не вы. Объясните, что подпишете документ только после устранения всех дефектов. Обычно строительные фирмы отказываются исправлять недостатки, ссылаясь на отсутствие средств, но все их требования дополнительной оплаты незаконны. К тому же у солидных организаций всегда есть денежный резерв для таких случаев.
Бывают случаи, что деньги давно заплачены, здание построено, а заселения не произошло, и документов на собственную квартиру люди не получили. Застройщики могут специально тянуть с передачей жилья в собственность покупателя. Им это выгодно – люди теряют терпение, но боятся связываться с должниками, а когда, наконец, ситуация разрешается, все недоделки строителей покупателей не беспокоят.